суббота, 14 ноября 2009 г.

Як-52



Небольшой самолет, бодро урча мотором, стремительно набирал высоту. Легкая вибрация от бешено вращающегося винта, разливалась по телу приятной дрожью.

Согнув ноги под креслом второго пилота и пристегнутый к нему намертво множеством протертых лямок, я, руками, уперся о край приборной панели, сплошь усеянной десятками приборов и тумблеров.

Мы летели в голубое небо.

- Роман, как ощущения? - сквозь не реальные помехи рации, я с трудом разобрал голос пилота.
- Отлично! - мой ответ, был переполнен восторгом, я оголтело смотрел по сторонам и сквозь потертое стекло кокпита, видел далеко внизу киевскую землю и зеленый лес в редких пятнах осени, красивые озера, блестящие в лучах солнца. Видел летное поле, с огромной разметкой для парашютистов, сверху, напоминающее гигантскую фигуру Наска.

Заложив несколько виражей и кругов над этим великолепием, я вскоре услышал, еле различимое, сквозь помехи предупреждение в наушниках:
- Приготовься, делаем бочку!
- Окей! - я точно не знал, что такое бочка, но догадки мои подтвердились сразу, как только небо и земля поменялись местами... Подвешенный на ремнях, опоясавших меня, сразу поставил себе жирный плюс, за пропущенный утром завтрак и несостоявшийся обед.

Мы летели вниз головой. Сказать, что это было необычно, значит, ничего не сказать. Выход из бочки был приятен, а мозжечок воспринял обычную картину мира с благодарностью.
- Роман, ты как? - прозвучал заботливый голос пилота.
- Прекрасно! Просто потрясающе! - я действительно, был пока в полном порядке. - Вид изумительный!
- Да,хорошо. Возьмись за ручки управления! - для меня, наступал один из главных сюрпризов полета.
- Готово! - я осторожно взял их в руки.
- Попробуй управлять! - слегка, не зная реакции самолета, я начал их двигать.

Постепенно сознавая, что я, в этот момент, осуществляю свою давнюю мечту!

Удовольствие от процесса было невероятно захватывающим, настолько неожиданно легким, что нужно попробовать, а не говорить об этом. Отзывчивость спортивного ястреба, на мои малейшие движения была поразительной. Меняя направление и угол полета, я сделал, как мне показалось, большую дугу в стиле американских горок и конечно, часто повизгивал от удовольствия. Время, в процессе пилотирования пронеслось очень быстро и мне, хотелось намного больше того, что было позволено!

Вернув управление пилоту, я не мог сдержать своей радости, что то, тараторя в эфир, в то время как мы не спеша набрали приличную высоту, примерно в два километра.
- Приготовься, идем в штопор! - и, дав мне пару секунд, занять привычное стажеру положение, мы свалились в неуправляемое падение.

Двигатель замолчал.

Свист ветра, скользящего по корпусу, говорил о том, что спуск был быстрым...
Самолет падал вниз под углом и бешено крутился вокруг некой оси ближе к двигателю. Я сразу представил нас перышком, железным перышком, падающем словно камень... земля приближалась, вращаясь на полные 360 градусов. Это продолжалось, субъективно долго.

В этот момент, почему то вспомнился небольшой предстартовый тренинг, о том, как закрыть случайно открывшейся кокпит или как вывалиться за борт, если вдруг что...

Учитывая обвязку и ускорение, я бы наверно не вылез... но страха не было. Мной владела уверенность, что все закончиться хорошо и когда стали различимы люди внизу...
- Выход! - прозвучало в моих ушах и сразу за этим, появился звук мотора, помноженный на форсаж. Меня вдавило в кресло с огромным усилием. Земля исчезла, стрелка ускорения по центру панели перевалила отметку 6 "G". Язык налился тяжестью, все внутренние органы пришли в движение и устремились сначала вниз, а потом по вектору ускорения, к спинке кресла. Мои глаза физически направились поближе к мозгу. В этот момент самолет уже делал свечку и набирал высоту...

Именно тогда, пришло понимание, почему в истребителях, пилоты, случается, теряют сознание... в момент выхода из штопора или пике, тяжесть становиться огромной и тело становиться чужим, иногда даже для сознания.

Где-то у облаков, сквозь шум крови переливающейся по внутренностям, как в пустом сосуде и достигающей ушей, ожила рация:
- Как самочувствие? - раздался заботливый голос. Пытаясь вернуть свой язык и глотку на место и не сразу нащупав переговорную кнопку, я сипло соврал:
- Отлично! - хотя чувствовал себя, конечно на троечку.
- Хорошо. Делаем комбинацию! - это точно означало, что сейчас будет еще круче. Так и оказалось.

Из уже горизонтального полета, мы резко свалились носом, вниз делая петлю, в нижней точке, когда земля смотрела в макушку, мы вышли бочкой в нормальную горизонталь, и сразу же, самолет устремился верх с перегрузкой, делая очередную дугу, на выходе из которой, самолет свалился в крутое вертикальное пике, несясь к земле на всех порах с работающим двигателем, где то в этот момент я почувствовал невесомость... и небольшой жим-жим, ведь земля приближалась быстро... то, как мы вышли из пике, описать сложно, наверно основная часть крови устремилась от головы, глаза, таки достигли какого то дна, я весил наверно тонну... сколько "G" было на приборе, я не знаю, ибо в голове было одно:

- #%^%#@!...

Да, эти ощущения на всю жизнь. 25 минут непередаваемого удовольствия. Нет больше таких аттракционов, доступных за адекватные деньги и при этом сносящих голову круговертью скорости, временем шоу, измеряемом в минутах, видом, доступным только птицам и тем адреналином, который выходит несколько суток из организма в виде желания об этом говорить постоянно...


Сенс: я летал!

Источник изображения: тут

4 комментария:

  1. Пипец, я тоже так хочу

    ОтветитьУдалить
  2. Все реально, но уже думаю с весны.
    В холодную погоду они не летают, у них масло густеет 8)

    ОтветитьУдалить
  3. Рома, нужно было сказать пилоту:
    - А с этим справишься ?
    (и начать быстро переключать все тумблеры)

    ОтветитьУдалить
  4. Когда видишь эту панель изнутри, да еще и в полете, уверен, у тебя возникла бы мысль, как и у меня:
    - Как это вообще, летает? - держась за норовящий выскочить из гнезда штекер рации, перемотанный изолентой, я подумал и чуть не проговорился в слух...

    ОтветитьУдалить