четверг, 10 сентября 2009 г.

Реквием



Этот пост, я рекомендую читать, если Вы были на экспозиции "Реквием" Дэмиена Херста, например в PinchukArtCentre... Достаточно долго, не решался публиковать его. Мне не было понятно многое из увиденного и многое осталось не объясненным, сырым... Но взвесив кое-что, пришел к выводу - искусство не судят, как и мнение о нем или рассуждения, например мои. Какими бы они ни были... не завершенными или ошибочными.

Так легко критиковать бездумно. По первому ощущению. Без должного анализа увиденного. Намного сложней осознать всю картину в целом, провести параллели между отдельными, на первый взгляд не связанными экспонатами всей выставки.
Причем, являющейся достаточно провокационной с самого начала, местами отвратительной, по скоротечным ощущениям, иногда вводящей в задумчивость или даже ступор, она поддерживает состояние ускользающего понимания, на протяжении всех залов, периодически шокируя или давая насладится визуальным творчеством. Предоставляя как минимум два основных пути, оба ведущих к одному печальному концу, но качественно разными путями жизненной дороги и ее продолжительностью.

Все залы объединяет смерть, даже в красивом, что несколько угнетает. Нет возможности вздохнуть, до самого конца, как будто проваливаешься под лед и тебя несет холодным, бессердечным течением сквозь чужую агонию, борьбу, чей-то безрассудный выбор или ошибки, и только иногда выныриваешь на поверхность, что бы глотнуть яркого, порхающего с оторванными крыльями, воздушного чуда склееного в затейливые узоры...

Все начинается с мух, они как квинтэссенция образа наших мыслей или даже некоего коллективного бессознательного, а может кто-то видит простой замкнутый и поэтому бессмысленный жизненный цикл, тысяч обжирающихся и размножающихся мух, из которых только некоторые находят путь к альтернативной смерти через редкие отверстия сообщающихся сосудов, где их ждет и награда, и электрическая мухобойка.

Возможно, мухи, это намек на самих нас, посетителей, попадающих в плен выставки, мы пересыщаемся этим страшным месивом ощущений и некоторые из нас, возможно, смогут выдержать все это и перейти на новый уровень понимания окружающего. Практически иной путь, тоже ведущий к неизменному финалу, но через свободу, понимание, осознанный выбор и желание искать, что-то лучшее в себе, в других, вокруг...?

Млекопитающие, рыбы, насекомые, таблетки, ножи, хирургические предметы, странные картины и инсталляции это неполный перечень инструментов, которыми воздействуют на нас, создавая нетривиальные образы темной стороны... что бы мы заметили свой внутренний свет?

Инсталляции и картины сформировали у меня не четкий вопрос о том, что же это было такое в целом? До конца, мы не узнаем наверняка... но важно ли это? Наверно, самое ценное, что я унес с собой, это желание задумается над теми увиденными мной образами и понять, что, по ту сторону реальности видел сам автор, делая это, и как много я могу поставить на противоположную чашу весов...

Источник видео: художник Дэмиен Херст выступил в качестве арт-директора клипа нди-дуэта The Hours – "See The Light"

Вариант официальной доки о выставке: Каталог о выставке в PDF

Сенс: мой поход на выставку

ПС: видео клип и текст песни, отражают в некоторой степени ощущения от самой выставки. Чувствуется видение одного мастера и элементы сцен самой экспозиции...

Комментариев нет:

Отправить комментарий